Информация по результатам ЭАМ об исполнении бюджета Павлово-Посадского городского округа Московской области за 9 месяцев 2025 года
В соответствии с п. 2.10 Плана работы на 2025 год, утвержденным распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты от 20.12.2024 №105 проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Мониторинг исполнения бюджета, контроль достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления отчета об исполнении бюджета Павлово-Посадского городского округа Московской области за 9 месяцев 2025 года».
В ходе экспертно-аналитического мероприятия проведен анализ исполнения основных показателей бюджета Павлово-Посадского городского округа.
Решением Совета депутатов городского округа от 24.12.2024 №294/23 «О бюджете Павлово-Посадского городского округа Московской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (далее – Решение о бюджете) бюджет городского округа на 2025 год первоначально утвержден по доходам в сумме 7126715,0 тыс. рублей, по расходам – 7126715,0 тыс. рублей. Дефицит бюджета в сумме 0,0 тыс. рублей.
В течение 9 месяцев 2025 года в местный бюджет внесено три изменения (Решение Совета депутатов городского округа от 27.03.2025 №343/28, от 20.06.2025 №363/31 и от 29.09.2025 № 394/34).
С учетом изменений бюджет городского округа на 2025 год утвержден по доходам в сумме 8346646,0 тыс. рублей и расходам в сумме 8810818,0 тыс. рублей. Дефицит с учетом изменений составил 464172,0 тыс. рублей.
За 9 месяцев 2025 года в доходы бюджета городского округа поступило 5 727 950,0 тыс. рублей, что составляет 68,6% от уточнённого бюджета на 2025 год и является отрицательным результатом (менее 70%). По сравнению с аналогичным периодом 2024 года исполнение плановых назначений снизилось на 0,9 процентного пункта.
В структуре исполненных налоговых доходов наибольший удельный вес составляют доходы от поступлений налога на доходы физических лиц – 78,6%, в структуре исполненных неналоговых доходов - доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 42,2%. За отчетный период по налоговым доходам в бюджет городского округа поступило 3 031 425,0 тыс. рублей, по неналоговым – 417 125,0 тыс. рублей.
Анализ структуры доходов показывает, что по итогам 9 месяцев 2025 года доходы бюджета городского округа в первую очередь были обеспечены поступлениями налоговых и неналоговых доходов – 60,2%, безвозмездные поступления составили – 39,8%. Такая структура соответствует параметрам местного бюджета по доходам в соответствии с решением Совета депутатов городского округа от 24.12.2024 №294/23 «О бюджете Павлово-Посадского городского округа Московской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (с изменениями от 27.03.2025 №343/28, от 20.06.2025 №363/31 и от 29.09.2025 №394/34) (налоговые и неналоговые доходы – 60,9%, безвозмездные поступления – 39,1/%).
Фактическое исполнение бюджета городского округа по расходам за отчетный период составило 5 935 105,0 тыс. рублей или 67,4%, что является отрицательным показателем (ниже 70,0%). На низкое освоение бюджетных средств повлияло низкое исполнение плана по разделам 0100 «Общегосударственные вопросы», 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» и 0700 «Образование». Расходы по вышеуказанным разделам занимают значительный удельный вес в общей сумме запланированных расходов, поэтому низкое исполнение плана по ним оказывает существенное влияние на снижение общего процента освоения бюджетных средств городского округа.
По сравнению с аналогичным периодом 2024 года исполнение по расходам в 2025 году увеличено на 71829,0 тыс. рублей в абсолютном значении и на 2,9 процентного пункта.
Анализ исполнения расходов бюджета городского округа по разделам и подразделам функциональной классификации расходов за 9 месяцев 2025 года показал, что в общем объеме произведенных расходов значительное место приходится на отрасли социальной сферы (образование, культура, физическая культура и спорт, социальная политика, средства массовой информации) – 2 863 712,0 тыс. рублей или 48,2% в общей сумме освоенных расходов. Расходы на решение общегосударственных вопросов занимают 9,0% в исполненных плановых назначениях по расходам бюджета городского округа. Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды составили 42,8% в освоенных расходах бюджета городского округа.
Исполнение расходов по оплате труда (КВР 111, 121, 119, 129) за 9 месяцев 2025 года составило 2 574 136,0 тыс. рублей, или 66,8% к уточненному плану на 2024 год – 3 852 841,0 тыс. рублей. Исполненные расходы по оплате труда составили 43,4% в общей сумме освоенных бюджетных средств за 9 месяцев 2025 года.
Наибольший удельный вес в общей сумме исполненного плана по расходам занимают расходы по разделу 0700 «Образование» (38,4%), исполнение которых (63,6%) ниже 70% к уточненному плану 2025 года, оказало существенное влияние на общий процент освоения бюджетных средств за 9 месяцев 2025 года.
Бюджет округа за 9 месяцев 2025 года исполнен с дефицитом в сумме 207 155,0 тыс. рублей, при утвержденном годовом дефиците в размере 464 172,0 тыс. рублей.
Результаты 9 месяцев 2025 года еще не в полной мере могут сказать о дальнейшем исполнении бюджета городского округа за 2025 год. Например, фактическую картину поступлений налога на имущество физических лиц и земельного налога с физических лиц можно будет увидеть только в 4-м квартале 2025 года. Но уже по итогам 9 месяцев можно определить, на что следует обращать внимание при дальнейшем планировании.
За 9 месяцев 2025 года объем дебиторской задолженности увеличился на 888440,4 тыс. рублей и составил 10 569 809,9 тыс. рублей. В структуре дебиторской задолженности на 01.10.2025 основную долю (94,3%) составляют расчеты по доходам (счет 1.205.00.000).
Просроченная дебиторская задолженность по состоянию на 01.10.2025 года составила 137 011,5 тыс. рублей и по сравнению с ее размером на начало года снизилась на 44553,3 тыс. рублей. Удельный вес просроченной дебиторской задолженности в общей сумме дебиторской задолженности составил 1,3%.
Высокий размер дебиторской задолженности в отношении доходов от аренды (счета 205.21 «Расчеты по доходам от операционной аренды» и 205.23 «Расчеты по доходам при пользовании природными ресурсами»), администрируемых Администрацией городского округа (в общей сумме 103658,8 тыс. рублей), негативно сказывается на наполняемости бюджета округа.
Администратором неналоговых доходов бюджета городского округа в нарушение статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ и договорных обязательств не обеспечена эффективная работа по взысканию дебиторской задолженности в отношении доходов от операционной аренды.
За 9 месяцев 2025 года объем кредиторской задолженности увеличился на 153015,5 тыс. рублей и составил 258 045,0 тыс. рублей. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года кредиторская задолженность увеличилась на 76731,8 тыс. рублей. Просроченная кредиторская задолженность отсутствует.
В структуре кредиторской задолженности на 01.10.2025 основную долю (68,2%) составляют расчеты по доходам (счет 1.205.00.000), расчеты по платежам н бюджет (счет 1.303.00.000) составляют 16,3%.
Согласно перечню муниципальных программ городского округа, утвержденному постановлением Администрации городского округа от 13.11.2023 №162, в 2025 году в городском округе реализуются 19 муниципальных программ. Доля расходов, сформированных в рамках муниципальных программ городского округа, составила 99,5% в общей сумме запланированных расходов на 2025 год.
Освоение бюджетных средств на реализацию муниципальных программ колеблется в диапазоне от 24,4% до 98,8%.
Наиболее высокое исполнение сложилось по муниципальным программам «Жилище» - 98,8%, «Культура» - 74,6%, «Спорт» - 72,8%, «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» - 76,3%, «Цифровое муниципальное образование» - 73,8%, «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» - 78,0%.
Низкое финансирование и освоение средств на реализацию части муниципальных программ городского округа.
По итогам 9 месяцев 2025 года бюджетные ассигнования резервного фонда не использовались.
По итогам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетной палатой рекомендовано обратить внимание на неисполнение и низкое исполнение плановых назначений на реализацию отдельных муниципальных программ городского округа, на стабильность и сбалансированность бюджета, усилить работу по исполнению функций администратора по контролю за полнотой и своевременностью уплаты и взысканию платежей в бюджет в соответствии п. 2 ст.160.1 Бюджетного кодекса РФ в целях снижения объема сложившейся дебиторской задолженности по арендной плате и по платежам при пользовании природными ресурсами, в полной мере соблюдать принципы, установленные Бюджетным кодексом РФ.